Киномузыка: какая она? Дмитрий Шостакович.

В цикле о киномузыке невозможно не затронуть тему о тех великих, реально великих музыкантах, которые также периодически обращались к этому жанру. Тем более что речь уже шла о сочиненном не для кино, но вошедшим в кино, знаменитом ныне во всем мире «Втором вальсе» Дмитрия Шостаковича.

П. В. Вильямс, «Портрет Шостаковича»
Фото: Источник

Мало кому известно о том, что Дмитрий Шостакович был первым серьезным композитором, кто пришел в звуковое советское кино («Юность Макси­ма», «Возвращение Максима», «Выборгская сторона», ставшие классикой советского кинематографа, и так далее). Хотя работать для кино он, кажется, не слишком любил: сильна была память о юношеских заработках тапером в кинотеатре, где «Очень утомляло механическое изображение на рояле «страстей человеческих».

Но относился он к этой работе ответственно. Иной раз даже можно наблюдать взаимодействие между заказной музыкой к кино и серьезными жанрами: так, трагическая тема из фильма «Молодая гвардия» вошла позже в квартет № 8.

На тему музыки Шостаковича к кино выпущены уже несколько книг-исследований (в основном, зарубежных) и даже проводились специализированные выставки. Некое отдельное исследование не является моей целью здесь, просто хочу напомнить о том, кто стал пионером в этой области в СССР и чьи работы часто «перешагивали» рамки кино.

«В 1931 году я написал музыку для двух фильмов — „Златые горы“ и „Встреч­ный“. Это были уже настоящие советские звуковые фильмы (я подчеркиваю, „советские“, имея в виду их тематику и идейную направленность), и поэтому я считаю работу над ними важной для себя», — вспоминал сам композитор.

У Дмитрия Шостаковича было свое мироощущение, которое трудно назвать радостным. Это было скорее трагическое мироощущение с сильным элементом сарказма.

Он честно пытается быть оптимистичным и радостным. Вот фильм 1932 года — «Встречный», где звучит ставшая очень популярной «Песня о встречном».

А можно послушать ее в варианте Бориса Гребенщикова.

А можете поискать и найти эту песню на английском языке в исполнении американской певицы Кэтрин Грэйсон. А в СССР песня «ушла» из фильма и стала просто массовой.

«Кудрявая, что ж ты не рада?»… Многим знакомы даже отдельные слова или фразы из этой песни. Но вот автор слов — замечательный поэт Борис Корнилов — был расстрелян через 6 лет, в 1938 году, как троцкист-террорист…

Шостакович остро переживал происходящее, что тоже не могло не отразиться на самой музыке. Тем не менее ответственность перед своим делом, стремление к правде передачи замысла, эмоций — все это рождало свои шедевры.

Удивительно романтическая, при этом сдержанная, очень «внутренняя», глубокая музыка — «Романс» из кинофильма «Овод». Этот романс тоже стал жить отдельной жизнью.

Очень сильная, мощная музыка Дмитрия Шостаковича к кинофильмам «Гамлет» и «Король Лир». Его «Шекспировская» музыка не была чем-то неожиданным — кто еще мог написать гениальную музыку к гениальным фильмам? Тем более что композитора Шостаковича и режиссера Козинцева связывали длительные, очень уважительные отношения.

Из письма Козинцева к 50-летнему юбилею Шостаковича:

Дорогой Дмитрий Дмитриевич, только что приехал в Ленинград… и узнал о Вашем юбилее. Ужасно огорчен, что не смог поздравить Вас вовремя. Хочется написать Вам, как много значило и значит для меня Ваше искусство, да и Вы сами. В черные минуты (а их так много!) я вспоминаю Вас и думаю: какая же великая сила заключена в Вас, что самые крупные калибры артиллерии ничего не могли сделать с Вашей музыкой. И что наше время — со всем заключенным в нем, и великим, и ужасным — запечатлено Вами, без тени признака угодничества, расчета — запечатлено с такой силой правды и выражения искусством, что дух замирает.

Ужасно хочется, чтобы Вам было хорошо в жизни, чтобы Вы нашли душевное спокойствие. От всего сердца желаю Вам этого, очень горжусь, что мне удалось работать с Вами и очень Вас люблю. Ваш Г. Козинцев.

Фильм Козинцева «Гамлет» с музыкой Шостаковича стал событием мирового кинематографа.

То же произошло с «Королем Лиром», который стал последним фильмом и режиссера, и композитора. А Куплеты Шута из этого фильма (и спектакля) также стали отдельным исполняемым произведением:

Великие фильмы, великая музыка…

Что еще почитать по теме?

Киномузыка: какая она? Морис Жарр и его Доктор Живаго
Романс «Белая акация»: насколько удивительной бывает судьба песни?
Как Алексей Рыбников создавал музыку к к/ф «Остров сокровищ» и «Большое космическое путешествие»?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Top