Лучшие отечественные фильмы? Конечно, «Чародеи»! Часть 1

Я долго не решалась написать о фильме «Чародеи», потому что очень трудно писать о том, что все вокруг знают практически наизусть. Ну чем можно заинтересовать читателя в связи с этим фильмом? Вроде бы, уже все самые интересные истории со съемок рассказаны, о том, как сложились жизни всех, кто участвовал в создании картины, известно. Но написать очень хотелось, потому что если уж рассуждать о том, какие отечественные фильмы можно назвать лучшими, то фильм «Чародеи», несомненно, попадает в этот список. В масштабах всенародной любви ему равных мало.

Тургенев? А, «Каштанка»…

На этот счет хорошо сказал Борис Стругацкий: «Мюзикл получился недурной. Сначала он мне, признаться, не понравился совсем, но посмотревши его пару раз, я к нему попривык и теперь вспоминаю его без отвращения. Кроме того, невозможно не учитывать того простого, но весьма существенного обстоятельства, что на протяжении множества лет этот мюзикл РЕГУЛЯРНО и ЕЖЕГОДНО идет по ТВ под Новый Год. Значит, нравится. Значит, народ его любит. Значит, — есть за что…».

Как и положено киношедеврам, фильм «Чародеи» моментально растащили на цитаты, причем большинство из них так прочно вошли в нашу жизнь, что некоторые даже удивляются, что это цитата из книги, а не народная поговорка.

Интересно, сколько советских кинолюбов бросились листать книги братьев Стругацких в поисках произведения «Понедельник начинается в субботу» после выхода фильма «Чародеи»? И хотя в окончательном варианте сценария мало что осталось из книги, кроме названия НИИ ЧАВО и пары персонажей, судьбы произведения Стругацких и фильма переплелись очень тесно: половину советских граждан просмотр фильма привел, в конце концов, в библиотеку или читальный зал, а вторую половину чтение книги привело в кинотеатр.

У нашей Алены Игоревны лицо типическое. Типическое-типическое…

Алена Игоревна получилась такая, какая надо — настоящая обаятельная и современная ведьма. Сейчас кажется, что о другой кандидатуре и речи быть не могло, но утверждение Александры Яковлевой на эту роль проходило не совсем гладко.

Сначала для роли Саниной пригласили Алферову, и этот выбор был более, чем логичен: в то время Ирина Алферова считалась эталоном женской красоты, причем не только на советском телевидении. Но помимо красоты, которой у Алферовой было даже чересчур, Алена Санина должна была иметь во внешности что-то «ведьмовское», «демоническое». Так что ангельская внешность Алферовой здесь была, мягко говоря, неуместна. По этой же причине на роль не взяли Елену Цыплакову (помните очаровашку Кэтти из фильма «Д’Артаньян и три мушкетера»?) и Елену Проклову, во внешности которой демонического тоже мало.

Ирина Муравьева, казалось бы, буквально создана для этой роли… Но тут вмешался возраст — актриса оказалась значительно старше своей героини. Константин Бромберг, режиссер фильма, наверное, в первый и последний раз в жизни вынужден был отказать стольким красивым женщинам: Белохвостикова? Нет! Слишком аристократична! Коренева? «Я очень хотел с ней поработать, но на пробах убедился, что она замечательная актриса, правда, к сожалению, не для нас…» — вспоминал режиссер. А вот Александру Яковлеву утвердили сразу же, но подыскать ей достойного «Иванушку» оказалось делом очень нелегким.

Он проходимец, и ноги у него кривые!

Работая над сценарием, Стругацкий видел только одного «Иванушку» — Альберта Филозова. Почему? Кто их, гениев, разберет…

Режиссер больше склонялся к кандидатуре Олега Янковского, но он, как и Ирина Муравьева, оказался слишком взрослым для этой роли. Казалось бы, идеально подходит «Арамис» всея Руси Игорь Старыгин, но рядом с яркой Александрой Яковлевой его утонченная красота несколько терялась. А вот Михаил Боярский, его киношный друг, наоборот, мог своей пышущей красотой перекрыть образ главной героини.

Ивар Калныньш был слишком экзотичен для русского Ивана, а при взгляде на мужественное лицо Николая Еременко, всем становилось очевидно, что этот «Иванушка» долго со всеми чародеями чикаться не будет — разнесет НУИНУ и увезет невесту, так что «кина» может не получиться. После многочисленных проб, ссор и споров, на роль наконец-то утвердили… Сергея Проханова. Воодушевленный Проханов блестяще отработал с Александрой Яковлевой первый съемочный день! И всем стало ясно, что на эту роль он категорически не подходит.

Ну, кого еще попробовать? Игоря Костолевского пробовали и в паре с Прокловой, с которой он шикарно смотрелся в кадре, и с его женой Еленой Романовой, но слишком уж академичен он был для легкого новогоднего телевизионного мюзикла. «Иванушка» должен быть более динамичным, авантюрным, что ли. Константин Бромберг как-то признался: «Костолевский — герой-любовник, но не экшн. В нем скорее некая вальяжность, барственность, потому предпочтение отдали динамичному Абдулову, очень понравившемуся Александре Яковлевой; с ним у нее сразу иное действо шло… Правда, Александр был сильно занят, выручило нас то, что „Чародеев“ снимали на телецентре ночью». У Александра Абдулова, играющего в театре, посещающего репетиции, а также снимающегося одновременно в четырех картинах кроме «Чародеев», времени на сон не оставалось.

Мало того, что Александр Абдулов занят, так его еще и категорически отказывались утверждать телевизионные начальники. Именно поэтому первые съемочные дни проходили без него, хотя снимали сцены с участием главного героя. Так, к примеру, мчащаяся под звуки песни «Три белых коня» и Ванину трубу тройка везла дублера Абдулова, а крупные планы к этому эпизоду снимали гораздо позже.

Конечно, съемочный процесс не обошелся без интересных, забавных и не очень, историй. Но об этом — в продолжении…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Top