Рассказы в картинках «дедушки русской карикатуры»: Юмористические иллюстрации Олега Теслера

Олег Теслер – мастер редкого и очень сложного направления в карикатурном жанре, называемом «streap-cartoon» – рассказ в картинках. Еще при жизни художника называли основоположником нового стиля рисованного юмора и «дедушкой русской карикатуры». У него была не только своя авторская манера, у него был и свой герой – забавный персонаж с перечеркнутым носом, чем-то смахивающий на самого автора. И сегодня в нашей публикации подборка юмористических рисунков художника, которого вполне заслуженно относят к числу лучших мировых карикатуристов ХХ столетия.


Олег Семенович Теслер. Фото: семейный архив.

В средине лета этого года Олегу Семёновичу Теслеру — художнику-карикатуристу с мировым именем, аниматору и оформителю книг, художественному редактору журналов «Смена», «Олимпиада-80», «Советский экран», газеты «Известия» исполнилось бы 82 года. Но, к большому сожалению, мастер сатиры и юмора не дожил и до 60. Его не стало в 1995-м.

Тем не менее, его уникальное творчество актуально и интересно зрителю и в наши дни. Оно не устарело с годами, не потеряло остроты и юмора, оно продолжает самостоятельную жизнь. И нужно отметить, что творческое наследие Теслера — огромно. Это десятки тысяч карикатур и иллюстраций, сотни макетов журналов и газет, за которые было получено многочисленное количество международных и национальных премий.

Стоит также сказать, что до сих пор так и не появилось в России достойного художника, который по серьезному работал бы в жанре «streap-cartoon». Именно Теслер первым начал рисовать и думать «по — другому», поэтому его как-то в шутку назвали «дедушкой русской карикатуры». Но, прозвище тут же накрепко приклеилось и стало вполне известным.

Сам же Теслер так и не получил профессионального образования художника, поэтому очень критически относился к своим работам. Олег не просто мастерски придумывал сценарии, режиссировал и рисовал свои изо-рассказы, именно в этом жанре он состоялся как художник мирового уровня. Его карикатуры обитают в сюжетном пространстве между комедией положений и гротеском.

И наверняка многие, покопавшись в своей памяти, припомнят как в незапамятные времена прессу и периодику, еще пахнущую свежей типографской краской, начинали читать именно «с хвоста», чтобы, прежде чем погрузиться в новости и события предыдущего дня и анонс грядущего, улыбнуться новым откровениям художника-карикатуриста. А Теслер в это время спешил с новыми своими творениями в какое нибудь из издательств, где служил: то в «Смену», то в «Советский экран», то в «Известия».

Перелистывая страницы биографии

Родился карикатурист в 1938 году в Ленинграде в семье военного инженера, участника Великой Отечественной войны, затем заместителя начальника инженерно-строительной Академии сухопутных войск — Шолома Нахмановича (Семена Наумовича) Теслера. После 1945 года семья перебралась в Москву. В столице и прошла вся жизнь художника.

Окончив школу, Олег закончил  МИИТ — «железку» и в течение нескольких лет работал в вычислительном центре. Свою первую карикатуру он опубликовал в начале 1960-х годов в Прибалтике под именем «Теслерявичус». Этот псевдоним помог скрыть от прибалтийской цензуры российскую принадлежность автора.

И уже с 1965-го началось тесное многолетнее сотрудничество Теслера с журналами «Смена», «Крокодил», а также с «Литературной газетой». Что любопытно, Олег Семенович был одним из главных художников Олимпиады-80, а также советских журналов «Пионер», «Советский экран» и газеты «Известия». С 1980 года стал рисовать карикатуры для «Альманаха сатиры и юмора». C 1991 года становится постоянным автором и активно сотрудничает с первым российским журналом для мужчин «Андрей». Именно его работы, созданные для этих изданий оказали огромное влияние на развитие карикатуры в Советском Союзе.

Он очень много рисовал и сюжеты своих смешных рисунков придумывал на ходу с удивительной легкостью. Вначале бегло зарисовывал идею, а потом часами их переделывал, стараясь довести каждый штрих до совершенства. Чтобы зрителю казалось так, будто это все сделано каким-то одним росчерком пера.

Теслер избегал карикатур на злобу дня и не делал шаржей на политиков. Его героями были маленькие безымянные человечки, внешне похожие на самого карикатуриста, и именно в них заключался весь мир Теслера как художника, сценариста и режиссера. Выйдя из под пера художника, тот или иной персонаж отправлялся странствовать по миру. О его злоключениях рассказывали и советские журналы, где работал карикатурист, и в немецком «Freie Welt», с которым также сотрудничал. Оставив свой неизгладимый след, персонаж Теслера со страниц зарубежного издания перекочевывал на полосы советской прессы под заголовком: «Западный юмор» – «Их нравы». Именно этот маленький человечек, став участником многих выставок, принес Теслеру и медали, и награды, и премии меджународного значения. Мало кто не узнавал его смешного героя с перечеркнутым носом — фирменного знака карикатуриста… Художник, благодаря ему, стал по истине звездой не только отечественной карикатуры.

Хотелось бы также сказать,что Теслер был прекрасным рассказчиком с очаровательной улыбкой и легкой грустью в глазах. И поскольку по своей натуре он был добрым и веселым человеком, то и от своих художников-коллег он требовал рисовать людей веселыми и позитивными. Из воспоминаний известного карикатуриста Игоря Смирнова: «Мне он, Теслер, говорил: “Смирнов! Ну, что ты рисуешь такие рожи противные. Попробуй проще”. Я долго мучился, пробовал так и эдак и, наконец, начал рисовать своим персонажам простой овальный шар без глаз, ушей и рта. Олег посмотрел и сказал: “Во-от, уже лучше. И характер виден, и рожа приятная!»

Олег Семёнович Теслер с 1988 года — член Союза художников СССР. Когда в Союзе художников удалось пробить непробиваемую стену — чтобы наконец разрешили вступать в Союз и карикатуристам, первыми подали заявления Теслер, Златковский и Смирнов. Однако между членами приемной комиссии разгорелся не на шутку спор. Некоторые по-прежнему были уверены в том, что карикатуристам не место в их рядах. Тем не менее, Теслер большинством голосов был первым принят в союз.

В 57-летнем возрасте художника не стало.

В современном мире все актуальнее становится карикатура сатирическая, являющаяся весьма грозным оружием, не только провоцирующим человечество на размышления о реальном современном мире, над таковым, каким он есть на самом деле, а и призывающим на кардинальные противодействия. Об этом читайте в нашей публикации: Провокационные карикатуры, которые довели до тюрьмы художника Герхарда Хадерера.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Top