Як-130 назвали худшим учебно-боевым самолетом

Американский журнал Military Watch составил рейтинг учебно-боевых самолетов (УБС) мира, определив лучшую пятерку. Были названы сильные и слабые стороны каждого самолета, проведено сравнение боевых качеств на основании чего самолеты были расставлены по местам в зависимости от их эффективности. Увы, российский УБС не попал на пьедестал почета. И это было бы еще полбеды — он занял позорное последнее место.

Вначале рассмотрим аргументы американских экспертов. А затем попытаемся понять, насколько совершенна методика оценки качества УБС. И, может быть, нам удастся приподнять российский самолет повыше пятого места.

1. Первое место присвоено тайваньскому УБС AIDC T-5 «Юнг Инь» («Храбрый Орел»), который американцы называют Brave Eagle. Для учебного самолета он оснащен прекрасной авионикой — чего только стоит РЛС с АФАР. Способен развивать сверхзвуковую скорость, благодаря использованию американских двигателей с форсажной камерой.

Больше никакой конкретики нет. Сообщается лишь (в открытой информации, а не в статье Military Watch), что в самолете 10% композиционных материалов, расширены топливные баки для увеличения дальности полета, стоимость самолета — 30 млн. долларов, используются бомбы и управляемые ракеты, но точный состав вооружения не определен. При этом журнал вводит читателей в заблуждение, утверждая, что ракета Ching Kuo’s Sky Sword II, которой оснащен истребитель, гиперзвуковая. В действительности ее скорость достигает лишь 3,5 М.

И теперь необходимо сказать, что первое место «Храброму Орлу» присвоено жульнически. Его разработка началась в 2017 году. Первый полет запланирован на 2020 год. Поставки самолета в ВВС Республики Китай должны начаться в 2026 году. То есть самолета нет! А когда он появится в дееспособном виде, то непонятно, каким он будет.

Корректно было бы выставить на конкурс американского журнала находящийся на вооружении с середины 80-х годов УБС AIDC AT-3. Самолет легкий: вес пустого — 3800 кг, максимальный взлетный — 7900 кг. Он развивает дозвуковую скорость — 900 км/ч. Дальность достигает 2280 км. Имеет вполне приличный потолок — 14600 м. Помимо свободнопадающих бомб оснащен как ракетами «воздух-воздух» собственной разработки, так и знаменитой американской AIM-9, но не последней модификации, т.е. без матричной ИК ГСН. Вместо ракетно-бомбового вооружения возможна установка либо дополнительного топливного бака, либо пулемета калибра 12,7 мм. Авионика значительно скромнее, чем у нерожденного «Храброго Орла». И вот этому самолету первое место в рейтинге никак не светит. Вряд ли он достоин находиться и в первой тройке.

2. Китайский УБС Hongdu JL-10, экспортная модификация которого называется L-15. Реально это российско-китайский самолет, созданный при активном участии ОКБ Яковлева в период, когда шла речь о выживании российской авиастроительной компании. У JL-10 много общего с Як-130, начиная с планера и заканчивая общим двигателем АИ-222−25Ф украинской разработки. Разница, правда, в том, что китайцы покупали двигатель на Украине, я яковлевцы брали в компании «Салют», которая освоила его производство. А вот системой программного управления, которая для Як-130 является принципиальной, с китайскими товарищами не поделились.

Но при этом JL-10 по летным характеристикам оказался посильнее. Он развивает скорость в 1,4 М. Потолок — 16500 м. Боевой радиус — 550 км. Самолет тяжелее тайваньского: максимальный взлетный вес — 9500 кг. Полезная нагрузка — 3 тонны, на 6 точках подвески размещаются ракеты «воздух-воздух» ближнего боя, блоки неуправляемых ракет, обычные и корректируемые бомбы.

3. Еще один китайский УБС — Guizhou JL-9, построенный на базе копии советского учебно-тренировочного МиГ-21У, появившегося в ВВС СССР в 1962 году. Однако JL-9 был принят на вооружение всего лишь 9 лет назад. Учебная функция в этом самолете сведена к минимуму, был сделан упор на его боевые качества. Потому он и скоростной — 1,6 М, и обладает высокой динамикой полета (скороподъемность — 280 м/с), и имеет неплохую маневренность. Вот только боевая нагрузка у него всего 2 тонны. Самолет оснащен пушкой калибра 23 мм.

Однако непросто этой машине присвоить высокое место в рейтинге, потому что при его создании использованы в основном идеи, заложенные в самолете третьего поколения МиГ-21.

4. Южнокорейский УБС KAI T-50 Golden Eagle («Беркут»). Самолет сверхзвуковой, развивающий скорость 1,4 М. И это при том, что используется один двигатель, у всех остальных из пятерки — по два. Лидирует южнокорейский «Беркут» и по массе — при максимальной загрузке он весит почти 14 тонн. Благодаря этому его боевой радиус превышает 800 км. Также сообщается, что самолет обладает хорошей маневренностью. Впечатляет и номенклатура вооружения — «Беркут» оснащен не только ракетой для ближнего боя, но и для воздушных поединков на средней дистанции. Также есть управляемая ракета «воздух-поверхность» с круговым вероятным отклонением в 1,5 метра и планирующие бомбы со спутниковым наведением. Все ракеты американские.

Этот самолет обладает такими боевыми качествами, которые позволяют ему занять первое место в рейтинге. Что, собственно, доказано использованием этого машины в борьбе против боевиков на Филиппинах. И в этом нет ничего удивительного. KAI T-50 начали создавать в начале 90-х годов как истребитель прикрытия. Была у этого проекта и экономическая цель — использовать при производстве «Беркута» заводские мощности, освободившиеся после окончания лицензии на выпуск на Корейском полуострове истребителей F-16. В связи с чем конструкторы «Беркута» довольно много позаимствовали от F-16.

После перерыва в разработке, связанного с Азиатским финансовым кризисом, было решено добавить машине еще и учебную функцию. Параллельно были созданы две модификации — легкий истребитель с возможностью обучения на нем курсантов и легкий штурмовик.

5. Як-130. Вот как охарактеризовал его Military Watch: «Его летные характеристики оставляют желать лучшего по сравнению с конкурентами из восточной Азии: очень низкая скорость набора высоты, посредственная маневренность, малая эксплуатационная высота и дозвуковая скорость».

Тут справедливы только заявления о скорости (1050 км/ч) и потолке (12500 м). Як-130 установил 9 мировых рекордов по скороподъемности как с грузом, так и без него. И маневренность у него прекрасная. Вот что написал британский журналист, бывший военный пилот и летчик-испытатель Питер Коллинз, который опробовал в небе Як-130: «Россия получила практически идеальный самолет своего класса, а для многих стран этот учебно-боевой самолет очень близок к тому, чтобы обеспечить формирование своих ВВС XXI века на базе самолета одной марки».

Основная претензия у составителей этого странного рейтинга к дозвуковой скорости российского УБС. Неслучайно в качестве конкурентов выбрали сверхзвуковые УБС, хоть достаточно прекрасных дозвуковых машин этого класса. Максимальная скорость 1050 км/ч выбрана конструкторами ОКБ Яковлева не от «творческого бессилия», а потому что при подготовке летчиков истребительной авиации 90% заданий выполняется на дозвуковых скоростях. Это вызвано хотя бы тем, что воздушные сражения происходят на дозвуке, и лишь редкие ракеты можно запустить на сверхзвуке.

Сэкономили конструкторы и на комплексе управления вооружением. И этому есть внятное объяснение: сверхлегкий УБС, какой бы совершенной ни была его авионика, не в состоянии тягаться в воздушном бою со «взрослыми» истребителями. Его добыча — неповоротливые транспортники и заправщики, а также вертолеты. Компетенция УБС в боевом режиме — нанесение удара по наземным целям в качестве штурмовика. А для этого нужна именно дозвуковая скорость.

В результате такой экономии удалось существенно снизить стоимость Як-130 — он в 2−3 раза дешевле, чем сверхзвуковые УБС, вооруженные «до зубов». Хотя по массе боевой нагрузки он, ничем им не уступая, способен нести на 9 подвесках 3 тонны ракет и бомб.

Если учитывать лишь боевые возможности, Як-130, может быть, и несколько уступает южнокорейскому «Беркуту». Может быть, даже и китайскому Hongdu JL-10. Но по части обучения пилотов никто рядом с ним не стоит.

В Як-130 используется четырехканальная электродистанционная система управления (ЭДСУ) на основе двух компьютеров. Программное обеспечение позволяет имитировать поведение целого ряда как российских, так и натовских истребителей 4-го и 5-го поколений в различных полетных режимах: Су-27, МиГ-29, МиГ-31, Су-30, Су-34, Су-35, МиГ-35, Су-57, F-16, F-15, F-22, F-35, «Рафаль», «Тайфун», «Грипен». При этом летные программы дифференцируются по степени подготовки курсантов. То есть на первом этапе ЭДСУ исправляет даже самые грубые ошибки пилотирования, обеспечивая безопасность полета.

Самолет обладает высоким импортным потенциалом, поскольку его могут использовать станы, в ВВС которых эксплуатируются как российские, так и натовские самолеты.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Top