Как зародить интерес к классической литературе? Часть 1. Подготовка к изучению

В системе образования назрела острая необходимость реформирования содержания школьной программы по литературе. Тексты, которые сейчас рекомендованы, тяжелы, архаичны для современных детей. Вместе с тем общий объем классики сокращать нельзя. Но вопросы содержания решаются профессиональным сообществом, а что делать родителям, как помочь своему ребенку понять и принять классическую литературу?

Фото: Pezibear, pixabay.com

Предлагаю авторские наработки, которые не просто позволят зародить интерес к чтению книг, но и решить некоторые педагогические задачи.

Для начала родителям стоит перечитать произведение, которое будет изучать их ребенок. Читая, отвечаем на вопросы:

  • Основная мысль произведения, литературные особенности. Чему должно научить ребенка?
  • Какие эмоции вызвать?
  • Какой из выбранных приемов наиболее полно раскроет портреты основных героев, вызовет сопереживание?
  • Какая информация в этом произведении будет новой для ребенка?
  • Что может вызвать трудности?

Если есть экранизация, обязательно посмотрите с ребенком после прочтения. Это важно для передачи атмосферы произведения, закрепления знаний.

Работаем над рассказом «Муму» Ивана Сергеевича Тургенева.

Для начала вспоминаем историю создания. Рассказ написан Тургеневым в 1852 году. События, изложенные в нем, происходили в реальной жизни, в доме его матери Варвары Петровны, прообразом барыни стала мать писателя.

Сотрудники журнала «Современник». Верхний ряд: Л. Н. Толстой, Д. В. Григорович; нижний ряд: И. А. Гончаров, И. С. Тургенев, А. В. Дружинин, А. Н. Островский. 15 февраля 1856 г.
Фото: С. Л. Левицкий, ru.wikipedia.org

Рассказ Иван Сергеевич пишет под арестом, в котором оказался после написания некролога на смерть Гоголя. Тургенев писал его в петербургской «съезжей», где содержались арестованные, под присмотром полицейских приставов. Рядом с комнатой, где находился писатель, была экзекуционная, и Тургенев целыми днями слышал крики крестьян, которых секли розгами, что вызвало воспоминания о детстве, о немом дворнике Андрее, с которым произошла подобная история.

Отвечаем на вопросы:

  • Произведение должно показать ребенку ужасы положения крестьян при крепостном праве. Рассказ композиционно состоит из 3 частей, главная задача которых — создать подробный портрет Герасима. Именно Герасим, центральная фигура и собирательный образ народа, — главная идея рассказа. Не случайно Герцен напишет автору: «…не побоялся заглянуть в душную каморку крепостного слуги, где тот имел лишь одно утешение — водку».

Образ Герасима противоречив. С одной стороны, это почти былинный герой, открытый, честный, ранимый, а с другой — способен бунтовать, убивая близкое существо.

В. Табурин, «Муму»
Фото: ru.wikipedia.org

Наиболее точно высказался Аксаков:

«В нём есть олицетворение русского народа, его страшной силы и непостижимой кротости, его удаления к себе и в себя, его молчания на все запросы, его нравственных, честных побуждений». Что важно обсудить с ребенком?

1. Крепостное право.

Население России делилось на сословия: дворянство, духовенство, купечество, мещанство (мелкие купцы, ремесленники, мелкие служащие), крестьяне.

Дворянство и духовенство считались привилегированными сословиями. Дворяне владели крепостными крестьянами как собственностью, они не просто пользовались плодами их труда, но и могли купить, продать, перевезти на другое место жительства, даже разделяя семьи, разлучая мать и детей. Иногда они решали и судьбу крестьян, насильно устраивая браки.

2. Как жили крестьяне в деревне: годичный цикл работ, быт, инструменты и т. д.

3. Как устроен городской дом помещицы, чем занималась челядь.

Спасское-Лутовиново, усадьба Тургеневых
Фото: ВиКо, ru.wikipedia.org

4. Портреты литературных героев: Герасима, старухи-барыни, Татьяны, управляющего Гаврилы, башмачника Капитона.

Читать лучше по частям:

  • Жизнь Герасима в деревне и переезд в город.
  • Любовь к Татьяне.
  • История Муму и уход Герасима.
  • Главная сложность прочтения — незнакомый детям быт, отношения, работа, архаичный язык, противоречивый образ главного героя и оценка его поступка.

    Текст рассказа позволяет обсудить использованные автором приемы и литературные термины. Обязательно поговорите с ребенком о прототипах.

    Прототип — человек, с которого списан литературный герой.

    Сравнение — автор прибегает к приему, когда описывает жизнь главного героя в деревне и городе. Деревня, земля, тяжелая работа — среда, которая напитывала его богатырской силой, в городе же этот великан заточен в маленькую коробку и обязанности дворника кажутся ему несерьезными.

    Гипербола — сильное преувеличение. Автор сравнивает Герасима с былинным богатырем.

    И. Е. Репин, «Иван Сергеевич Тургенев», 1874 г.
    Фото: artchive.ru

    Это подготовительная работа непосредственно перед прочтением, а после нее перейдем к главному.

    Продолжение следует…

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Top